Все статьи

Задачи музыкального сопровождения к прыжкам

 Концертмейстер

Даулис И.В.

 

Аккомпанемент для движений группы Allegro (прыжки) и танцевальных движений на пуантах чаще бывает неимпровизационным, такова устоявшаяся традиция. Причиной этому, по всей видимости, служит то обстоятельство, что эти движения являются элементами сценического танца, они не столь технологичны. Соответ­ственно этому, более подобающим музыкальным сопровождением в данном случае будет не «экзерсисная» импровизация, а танцевальная музыка различных композиторов (или импровизационные построе­ния, ее напоминающие). Итак, первоначальной задачей концертмейстера является разу­чивание и накопление репертуара - фрагментов балетной и танце­вальной музыки.

Раздел Alleqro считается наиболее сложным в классическом танце. Основные его составляющие – движение, воздух и темп(скорость). Так как стихия прыжка – воздух, движения всех частей тела выполняются в быстром темпе. Раздел Alleqro (завершает урок классического танца), в который входят прыжки и вращения, подводят   учащегося к окончательному  совершенствованию. Большинство танцев, как сольных так и  массовых, построено на Alleqro. Все вальсы, все коды – это  Alleqro. В основе взаимоотношений музыки и сценических форм танца заложены еще более свободные и многосторонние виды взаимо­действия (особенно ярко это проявляется на уроках в старших классах). «Прыжковая» часть урока является средоточием полиритмических, полиартикуляционных соотношений танца и музыки, что предполагает очень высокую степень подго­товленности аккомпаниатора.

Комплекс решаемых здесь задач можно свести к трем основ­ным - выбор музыкального метра, создание изобразительных эффектов полетности, воздушности, трамплина, достижение синхронности исполнения.

Вся предыдущая работа, до введения  Alleqro, является подготовительной к этому разделу урока: именно  во время исполнений прыжков и вращений и открывается вся премудрость  и сложность классического танца. Есть уже выворотность, развита и укреплена стопа, сообщена ей эластичность  и укреплены мускулы – хореографы приступают к изучению прыжков. Чем руководствоваться в выборе метрического оформления хореографического задания - однако твердых правил, определяющих предпочтение того или иного размера и ритма, в сфере танцевального искусства,  не существует - и это, с одной стороны, усложняет работу концертмейстера с другой - предоставляет ему достаточно большую творческую свободу.

Во многих случаях выбор определенной метрической пуль­сации обусловливается временем, затрачиваемым на исполнение того или иного прыжка. «Короткие», маленькие прыжки чаще соотносятся с двудольным музыкальным размером. Более протяженные, зани­мающие чуть более долгое время, высокие прыжки - с трехдольным.

Прыжки задаются в классе в возрастающем порядке ма­ленькие, средние большие. В соответствии с увеличением прыжка размер музыкального аккомпанемента меняется, проходя (часто, но не всегда) следующие стадии от 2/4-го полькообразного, короткого дыхания - к 6/8 с ясно выраженной трехдольной пульсацией или 2/4-му маршеобразного характера, затем к трехдольному вальсовому, а в определенных случаях - двудольному галопообразному («балет­ная кода»).

К группе маленьких прыжков причисляют temps ieve, echappe, changement de pieds, assemble, jete, glissade, sissonne simple, так называемые заноски, то есть прыжки, при исполнении которых одна нога заносится за другую — entreehat-quatre entrechat-trois, royal brise. Группа средних прыжков включает в себя следующие движения: sissonne fermee, sissonne ouverte, failh, jete с продвижением  и т д. К большим полетным прыжкам относятся grand jete, grand jete enterlace и другие виды grand jete, grand assemble, saut de basque, grand pas de chat и др.

Как ранее было отмечено-  прыжки подразделяются на  малые, средние и большие  и классифицируются на партерные и воздушные. Эта классификация, принадлежащая А.Я. Вагановой,  различает прыжки по мере отрыва их от пола. Большинство партерных прыжков -qlissade,  pasde  basque, sissone  tombe, pas chasse- играют в танце роль вспомогательных или связующих движений. Подобрать музыку для Alleqro довольно легко. Но удобно сыграть непросто. Сильные доли необходимо облегчить и  вся музыка должна как бы «подхватывать» и «поднимать» исполнителей  вверх. Музыкальный материал для среднего и малого Alleqro подбирается, в основном,  на две четверти. При исполнении больших прыжков  часто используется размер 3/4. Но далеко не каждый вальс  подойдет для сопровождения комбинации больших прыжков. Музыка должна быть энергичной, жизнеутверждающей, можно сказать напористой, помогать сильным толчкам и маховым движениям ног Рассмотрим ритмическую сторону прыжков, демонстрирую­щую их отношение к музыкальной сильной доле. По этому признаку движения можно поделить на две большие группы:

*группа прыжков - в основном, маленьких и средних, для ис­полнения которых толчок осуществляется с двух ног. Ритмически это происходит так:- момент начальной фазы прыжка («отрывание» от земли) совпадает с затактовой долей музыкального сопровождения. Момент сильной доли соответствует приземлению. Здесь в акком­панементе предпочтительное внимание уделяется демонстрации легкости,    пружинной   рессорсности.    Изобразительные   качества музыкального аккомпанемента приобретают специфическую особен­ность легкого дыхания, как будто грудь наполняется воздухом постепенно, в результате частых вздохов, при этом выдыханий почти не слышно. Эффект достигается с помощью некоторой акцентуации затактов, при исполнении музыкальных построений «короткого дыха­ния». В памяти концертмейстера музыкальные фрагменты соответ­ствующего характера каталогизируются как бы «под рубрикой»- легкая полькообразная (не бытовые, а балетные польки) двудольная музыка и музыка на шесть восьмых с характерным ритмом: затактовая вось­мая — четверть- восьмая — четверть.

*группа прыжков, для исполнения которых толчок осуществ­ляется с одной ноги. Предваряет подобные прыжки подход, разбег. Момент отталкивания от земли при исполнении прыжка совпадает с приходом сильной доли в аккомпанементе. При этом подход будет соответствовать затактовым долям музыкального сопровождения. По­летный прыжок, как правило, занимает несколько больше времени, чем маленький, «затактовый». Поэтому приземление после большою прыжка чаще всего соответствует следующей сильной (например, в вальсовом аккомпанементе) или относительно сильной (например, в размере 6/8) доле или происходит чуть-чуть раньше или позже ее.

В данном случае нужно понимать тот факт, что энергия, необхо­димая для большого полетного прыжка, требует максимальной концентрации усилии в момент толчка. Опорой для него является не только реальный пол зала или сцены но и своеобразный музыкальный «трамплин», создаваемый сильными долями аккомпанемента. Они должны звучать весомо и точно совпадать по времени с толчковым движением ноги танцовщика. Для аккомпанемента большим прыжкам используются энергичные, бравурные или «полетные» вальсы, вальсообразные балетные вариации, а также аналогичного характера балетные «коды». Особенностью этих музыкальных произведений до­вольно часто является их кантиленный характер, отражающий свойства музыки широкого дыхания, вокальный тип мелодики.

Следует обратить внимание что прыжки делятся на две  группы -«затактовую» и группу «сильной доли». Например, cabriole на 45°, классифицирующийся как сред­ний прыжок, исполняется с подхода - tambee, и в соответствии с этим данный прыжок будет относиться к группе «сильной доли». В свою очередь, большой прыжок grand sissonne ouverte исполняется «с двух ног», поэтому начальная фаза его исполнения совпадет с затактом, а приземление - с сильной долей.

Таким образом, комбинация прыжков, как ритмическая схема, представляет собой пульсирующую цепь затактовых и сильных долей, имеющих различное для концертмейстера содержательно-выразительное значение. Избранный для аккомпанемента метр помогает отразить особенности ритмической пульсации и характер движений. В одних случаях музыкальная мет­рика позволяет продемонстрировать затактовую долю и создать эффект воздушности и виртуозности, в других - осуществить синхронность совпадения с моментом сильной доли, одновременно отображая энер­гичность взлета.

Основной функциональной задачей аккомпаниатора как участника совместного исполнения является создание музыкальной метрической и артикуляционной опоры в момент толчка, достижение синхронности. В то же время творческая, образно-выразительная задача состоит в музыкальном отображении полета, эффекта задержки, «зависания» в воздухе. Выполнению этой задачи во многом способствует внимание аккомпаниатора к легким тактам, окончаниям лиг, соответствующим моменту приземления, нивелирующим его тяжесть.

В музыке эффект полета можно передать различным образом, например с помощью передачи ощущения невесомости. Подобное впечатление «парения в воздухе», отсутствия опоры может быть дос­тигнуто с помощью использования синкоп. Полет можно изобразить, как образ устремленности, восходящими пассажами, приводящие к сильной доле такта. Время гаммообразного взлета будет совпадать с подходом к движению, с моментом разбега подготовки для прыжка.

В классическом танце используются разные виды подходов к большим прыжкам -одни из них по мере «воз­растания», то есть в зависимости от увеличения количества времени, необходимого для исполнения подхода - от самых коротких до более длинных: шаг pas couppe, pas tomhee, pas glissade, , pas cauru, pas de bouree. Подход к прыжку далеко не всегда точно совпадает с конкретными затактовыми нотами и границами музыкального мо­тива - отношения их свободны, не синхронны. Но время, затрачиваемое на подход, вполне определенно - оно должно учитываться концертмейстером при выборе необходимого темпа исполнения и метрического оформления музыкального материала Трехдольный музыкальный размер, в отличие от двудольного содержит две слабые доли то есть больше свободного «затактового пространства», поэтому чаще полетным прыжкам с длинного подхода соответствует валь­совая метрика.     Темп, установленный для каждой прыжковой комбинации, сохраняется до конца фразы, даже если комбинация состоит из маленьких и больших разнородных прыжков. В комбинациях часто используются «паузы» - остановки между прыжками. Музыкальное сопровождение должно соответствовать характеру исполняемых движений  и объединять в себе несколько вариантов. Нужно точно сыграть фрагмент, чтобы  в нем улавливалось изменение  движения – четкий, активный характер прыжка и более плавный, мягкий характер партерного соединения или «плие» и «пауз» в комбинационном построении.

Музыкальный аккомпанемент прыжкам представляет собой свободную структуру с четко определяемыми в необходимых случаях моментами синхронизации. Ритм исполнения прыжковых комби­наций достаточно сложен, полноценное восприятие его, как правило, -результат длительного «опыта понимания». Аккомпанируя, музыкант стремится создать наиболее благоприятные музыкальные условия для исполнения, однако,  единство достигается здесь объединенными усилиями всех участников ансамбля - и музыканта  и танцовщиков.