Все статьи

Формирование у детей художественно-творческих навыков средствами различных техник декоративно-прикладного творчества

«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».

А.С. Макаренко.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства, отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности и несущие красоту в жизнь.

Память – это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством учителя способствуют закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятие наследия, традиции в обучении художественному ремеслу имеет важное значение.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль школ, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

В традиционном, веками выверенном, народном обучении декоративно-прикладному искусству , от старшего к младшему, от простого к сложному – есть свои творческие принципы, формы и методы, выработанные и отшлифованные тысячелетиями. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие форм, материалов – вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства. Они созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детей. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве  детей всё радостно и красиво.  И там и здесь жизнь в мажорных тонах.

Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности.

Центральное место в эстетической творческой способности занимает эстетический вкус, эмоции. Все эти факторы являются мощными стимуляторами творчества.

Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственно- эстетического воздействия на человека, и в первую очередь на подрастающее поколение, интенсивно впитывающее в себя любую информацию.

В настоящее время существует большое количество доступной педагогической и научно-популярной литературы, предназначенной для родителей и педагогов по вопросам занятия детей декоративно-прикладным искусством

Изучив и проанализировав литературу (А. П.Усовой, Т. С.Комаровой, Т. Я.Шпикаловой, Т. Н.Дороновой, Е. С.Бадуновой и другие), я считаю наиболее целесообразным использовать в работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Поэтому направление моей работы заключается в создании условий, содействующих творческому развитию детей младшего и среднего школьного возраста за счёт максимального обогащения их личного опыта в процессе организации непосредственной образовательной деятельности по народному декоративно-прикладному искусству с использованием различных техник росписи.

 

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Поэтому в 2001 году на базе общеобразовательной школы №1, а с 2003 на базе центра детского творчества было организовано объединение «Городецкие узоры».

 

Для достижения этой цели я для себя определила следующие задачи:

  • Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность;
  • Развитие художественно-творческих способностей у детей;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Пробуждение фантазии детей при создании новых необычных композиций росписи по дереву, керамике, ткани и стеклу;
  • Развитие мелкой моторики рук детей;
  • Обогащение словарного запаса детей.

 

Первые воспитанники изучали только городецкую роспись, осваивали основные и дополнительные элементы городецкой росписи, технику кистевого письма. Знакомились с орнаментами, изделиями народных умельцев: прялками, разделочными досками, предметами быта.  По прошествие нескольких лет выяснилось, что моим воспитанникам этого не достаточно. Я стала включать в итоговые тесты графу «Что нового вы бы хотели узнать, с какими видами народной росписи вы бы хотели познакомиться».  Проведя анализ, я выяснила, что они хотели бы освоить и другие виды народной росписи, росписи по ткани и по стеклу. Поэтому мной была разработана з-х годичная программа  обучения, которая стала именоваться «Художественная роспись», т.к. в неё были включены и другие виды ДПИ – хохлома, гжель, изготовление изразцов в технике коллаж, роспись по ткани и по стеклу.  Мы стали изучать характерные особенности не только городца, но и хохломы, гжели, осваивали виды изразцов и их изготовление. Но оказалось, что в наших условиях и недостаточной материальной базы (нет места для хранения и сушки изразцов, муфельной печи для обжига) заниматься этим видом деятельности на должном уровне не возможно. Поэтому я опять пересмотрела свою образовательную программу «Художественная роспись», внесла корректировки для третьего года обучения. Теперь мы более углублённо изучаем хохлому и гжель.  Знакомимся с различными видами росписи по ткани в технике батик (холодный, горячий, набивной, узелковый, свободная роспись). Изучаем роспись по стеклу в технике витраж на плоскости и на объемных изделиях (тарелках, вазах ,графинах и др.) Кроме того мои воспитанники с удовольствием посещают мастер-классы других видов ДПИ (бисероплетение, кандзаси, декупаж, пейп-арт и др.) У воспитанников расширился творческий потенциал, что они и доказывают, участвуя в конкурсах разного уровня (от городского до международного), занимая призовые места. Например, Виктория Морозова в прошлом году представила на конкурс «Рукотворное чудо» работы не только в технике городец, но и вазу в технике витраж. Ворошилова Екатерина заняла 1 место в международном конкурсе «Детство без границ», отправив на конкурс объёмную деревянную куклу в технике хохлома. В этом году – Алёна Кузьменко победила на конкурсах разного уровня с работами в технике батик (холодный и свободная роспись),поднос для чая в технике гжель. Кроме того, дети стали более раскрепощённые, общаются,  советуются друг с другом и педагогом, высказывают своё мнение, идеи в создании тех или иных композиций. Мои воспитанники стали более активными при выборе композиций для своих творческих работ, проявляют самостоятельность и своё творчество.

В процессе своей  работы я  пришла к выводу, что познавая красоту народного творчества, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга, образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Таким образом, я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по приобщению детей младшего и среднего школьного  возраста к декоративно-прикладному искусству способствует:

*  получению углубленных знаний о народных промыслах, о качестве и возможностях различных материалов;
*  приобретению практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
*  развитию художественного вкуса, умению видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления в своём творчестве.