Все статьи

Автор: Макарова  Ольга Иосифовна,
педагог дополнительного образования
 

Тема: «Развитие компетентностей воспитанников посредством ДПИ в условиях личностно-ориентированного подхода»

Какого человека сегодня ждет общество и государство после окончания образовательного учреждения? Человека, который является личностью, обладающей набором качеств, необходимых для проявления собственной личной позиции.

Правительственная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности», под которыми понимаются наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Ключевые компетентности приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения и проявляются в деятельности, причем они переносимы, то есть применимы в новых ситуациях. Компетентности формируются  в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, дополнительного образования.

Изменения в образовании ориентируются на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего  специалиста, максимально реализующий свой профессионально - личностный потенциал.

Воспитание  социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Проанализировав сложившиеся тенденции в образовании, понимаю что, я,  как педагог дополнительного образования, обязана в процессе обучения по образовательной программе «Волшебный узелок, создать условия для развития и совершенствования каждого воспитанника», не только научить воспитанников разным видам ДПИ, а способствовать формированию компетентностей в процессе образовательной деятельности. Так была  сформулирована тема самообразования  «Развитие компетентностей воспитанников посредством ДПИ в условиях личностно-ориентированного подхода»

Цель работы: выявить педагогические условия, технологии, методы и приёмы, средства и формы организации процесса обучения на занятиях по ДПИ, которые будут способствовать формированию компетентностей воспитанников.

Объектом исследования являются педагогические условия,  технологии, методы и приёмы, средства и формы организации процесса обучения, воспитания, способствующие реализации компетентностного подхода.

Предметом исследования – становление ключевых компетенций обучающихся, в основе которых находится “умение учиться”, формируемое в различных формах организации учебного и воспитательного процесса.

Задачи:

-Провести анализ литературы и нормативных документов по теме самообразования.                  
- Изучить технологии, способствующие реализации компетентностного подхода в образовании.
-Рассмотреть формы организации учебной и воспитательной деятельности для его реализации.
-Проанализировать эффективность реализации компетентностного подхода.

Гипотеза:

Если целенаправленно проводить отбор способов построения процесса обучения и воспитания обучающихся детского творческого объединения на основе компетентностного подхода, то эффективность содержательной, процессуальной, организационной, мотивационной сторон обучения и воспитания будет способствовать успешному становлению ключевых компетенций, обеспечит их реальную социализацию.

Методологической основой исследования стали идеи культурно-исторического системно-деятельностного подхода, разработанного в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.; личностно-ориентированное развивающее образование (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская), которое обеспечивает развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля.

На сегодняшний день в России уже достаточно много крупных научно-теоретических и научно-методических работ, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций такими исследователями, как: А.В. Хуторским, Л.Ф. Ивановой, А.Г. Каспржак, П.П. Борисовым, Н.С. Веселовской, И.А. Зимней, Т.Б. Табардановой, Г.А. Цукерман и др., а также и зарубежными учеными: Р. Барнеттом, Дж. Равеном (Великобритания), В. Вестером (Голландия) и др.

Изучив сущность компетентостного подхода в образовании, считаю наиболее приемлемыми  для формирования компетентностей на занятиях по ДПИ, следующие образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения,  разноуровневого обучения, педагогического сопровождения, технология взаимообучения.

Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у обучающихся ключевых компетентностей. Под проектом понимается специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по разрешению значимой для обучающегося проблемы.

На занятиях объединения «Волшебный узелок» проектная деятельность  используется уже на протяжении нескольких лет. Интерес к методу проектов обусловлен следующими факторами: личностно-ориентированным подходом в образовании, необходимостью развития ключевых компетентностей у воспитанников; возможностью самореализации личности ребёнка.

Первоначальный опыт проектной деятельности воспитанники получают при выполнении групповых проектов. При этом используются следующие элементы проектной деятельности: «мозговой штурм», составление «звёздочки обдумывания», презентация результатов деятельности, рефлексия. Выполнение групповых проектов, имеющих  социальную направленность (подарки для ветеранов, людей с ограниченными возможностями здоровья и т.п.), способствуют развитию общечеловеческих  качеств, а также формируют навыки работы в группе и развивают  проектные умения, которые пригодятся воспитанникам при реализации индивидуальных  мини-проектов.

При этом воспитанники могут самостоятельно изготовить изделие, воплотив в работу элементы творчества, свою «изюминку». Публичная демонстрация такого изделия, похвала в адрес его автора   помогают заинтересовать воспитанников в создании оригинальных поделок, при работе над которыми необходимо включиться в поисковую и исследовательскую деятельность. При этом возникает необходимость в приобретении новых знаний и умений, таким образом, воспитанник развивает самостоятельность и деловые качества, так необходимые современному человеку.

Воспитанники 2-3 года обучения ориентируются на выполнение творческих проектов, как возможность самореализации в интересной для них деятельности. При выполнении данных проектов воспитанник проходит основные этапы проектной деятельности: определяет проблему, формулирует цель, намечает последовательность выполнения, материальные затраты, реализует замысел согласно намеченным шагам, внося при необходимости изменения и корректировки, анализирует свою работу, делает самооценку, демонстрирует проектный продукт перед товарищами, применяет приобретенный опыт в дальнейшей деятельности.

Изделия, выполненные в процессе проектной деятельности, часто демонстрируются на выставках и конкурсах разного уровня. В конце учебного года на итоговых занятиях проводится защита творческих работ воспитанниками 2-3 года обучения, которая создает условия для развития презентационных навыков и способствует формированию деятельностных и коммуникативных навыков. Это подтверждает важность использования метода проектов для творческого развития и самореализации воспитанников на занятиях декоративно-прикладного искусства. Данный подход к применению проектной деятельности на занятиях делает её популярной у воспитанников объединения. Они сами, частично ещё не осознавая, включаются в проектную деятельность, в процессе которой формируются как общеучебные, так специальные  проектные умения:

- умение работать с информацией;
- умение размышлять, делать выводы;
- умение принимать самостоятельные решения;
- умение работать в команде;
- умение презентовать результаты своей деятельности.

Они способствуют развитию универсальных компетентностей: мыслительных, деятельностных, коммуникативных и других, которые помогут воспитанникам адаптироваться в обществе, найти решения в трудных жизненных ситуациях.

Уникальность  технологии метода проектов в том, что она позволяет работать над формированием у школьников не только коммуникативной и информационной  компетентностей, но и компетентности разрешения проблем.

Проблемное обучение основано на получении обучающимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у обучающихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

В качестве проблемной ситуации на занятии могут быть:

- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
- поиск истины (способа, приема, правила решения);
- различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- противоречия практической деятельности.

Педагог может привести учеников к проблемной ситуации разными путями.

1. Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу.

2. Подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов - «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;

3. Применение мотивирующих приёмов                                                                                                   

 - «яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.);                                                                                                                                                                   
- демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность);                                                      
- «актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для обучающихся.

Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:

Со стороны  обучающихся:

- новая тема («открытие» новых знаний);
- умение обучающихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
- умение определить область «незнания» в новой задаче;
- активная поисковая деятельность.

Со стороны педагога:

- умение планировать, создавать на занятии проблемные ситуации и управлять этим процессом;
- формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

На своих занятиях я стараюсь как можно чаще применять проблемные ситуации. Например, на вводном занятии по бисероплетению я задаю вопрос «Что такое бисер?». Дети не всегда активно отвечают на вопрос. Поэтому я предлагаю следующую проблемную ситуацию: представьте, что к нам прилетели инопланетяне, которые никогда не видели бисера, как им объяснить,  что такое бисер? Предложенная ситуация вызывает интерес у детей, они начинают предлагать свои объяснения, из которых мы выбираем более правильное и понятное.

На этом же занятии задаю вопрос «Из чего делают бисер?», дети выдвигают свои версии, затем я рассказываю легенду,  не сообщая при этом готового ответа. Дети высказывают свои точки зрения, в ходе обсуждения ответов выясняется, что это стекло, которое получилось в процессе нагревания соды и песка.

При работе над мини-проектом «Украшения из бисера», перед детьми возникает проблемная ситуация «Вы сделали украшение для мамы (сестры, бабушки и т.д.), а она его не носит? Какие могут быть причины?» В процессе обсуждения проблемы выясняется, что нужно обязательно узнать у заказчика,  какого цвета, размера должно быть украшение, с какой одеждой оно будет носиться, для какого случая будет использоваться (каждый день или по праздникам). В результате обсуждения проблемной ситуации выясняется, что в этом заключается дизайнерский подход  к изготовлению украшений.

При изучении узора «Шахматка» мы вместе с детьми разбираем   его выполнение, используя при этом схему и принцип расположения фигур на шахматной доске, после этого многие обучающихся самостоятельно выполняют образец узора на нитках. Затем предлагается проблемная ситуация: вам нужно сделать изделие узором «Шахматка», какое количество нитей нужно взять для этого?» Дети начинают предлагать разные варианты, пытаясь угадать правильный ответ. Тогда предлагаю им найти принцип определения количества нитей. Оказывается, число нитей должно быть кратным четырем, т.е. делиться на четыре.

Иногда проблемная ситуация возникает в ходе практической работы. Например:       

1.Закончились нити во время плетения. Как удлинить их?                                                                                                                                                                                 
2. У тебя много булавок на подушке, а соседу напротив не хватает их для работы, как передать булавки, если нельзя передавать их из рук в руки.
3. Оборвалась проволока во время плетения фигурки из бисера, как её заменить?

Решение возникающих проблемных ситуаций заставляет обучающихся самим искать или открывать новые способы выхода из трудного положения.

Считаю, что создание проблемных ситуаций на занятиях по ДПИ активизирует деятельность обучающихся, дает возможность смело выдвигать свои версии, участвовать в коллективном обсуждении, искать пути решения возникшей проблемы.

Технология педагогического сопровождения требует, чтобы деятельность педагога была направлена  не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом ученика; гибкого анализа его познавательных и профессиональных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений; раскрытие способов мышления, сложившихся в процессе познания каждого обучающегося. Такая работа педагога требует от него не только пересмотра его "психологического багажа", но и принципиально иного подхода к образовательной программе, которая в идеале должна быть разработана для каждого ученика персонально.

Образовательный процесс в объединении «Волшебный узелок» строится с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого обучающегося.  Для этого используются индивидуальные образовательные маршруты, которые позволяют построить обучение  с учетом опыта и желания воспитанников. Они могут осваивать тот или иной вид ДПИ (макраме, бисероплетение,  вышивка разными материалами), который им интересен и доступен в данный период обучения. Это дает  воспитаннику возможность самому сделать выбор, добиваться достижения результата и нести ответственность за выполненную работу. Роль педагога, осуществляющего педагогическое сопровождение, заключается в ненавязчивости способов достижения цели, делая упор на опыт и самостоятельность обучающихся. Данный подход в обучении создает условия для развития  мыслительных и деятельностных компетентностей.

Технологию взаимообучения использую на занятиях ДПИ в различных вариантах: разновозрастное взаимообучение, технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин).

Образовательный процесс в объединении «Волшебный узелок» часто проходит в разновозрастных и разноуровневых группах. Это создает определенные трудности для педагога и обучающихся, особенно в начале учебного года. Использование технологии взаимообучения в таких группах позволяет воспитанникам 2-3 годов обучения проявить себя в роли наставника, обучая других, это способствует развитию ответственности, самосоятельности, деловому общению.  При этом происходит более быстрая адаптация новых детей в коллективе, которая положительно сказывается на образовательные и воспитательные результаты.

Технология коллективного взаимообучения имеет преимущества, которые способствуют формированию деятельностных, коммуникативных компетентностей.

• В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, происходит  мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
• У ребят повышается ответственность не только за  свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
• Отпадает необходимость в сдерживании темпа  продвижения одних и в понукании других обучающихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.
• Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Для эффективного формирования коммуникативных компетентностей в объединении «Волшебный узелок» организованы различные формы работы:

- Проводятся мероприятия внутри объединения «Давайте познакомимся», «Посвящение в ученики»,  «День рождения объединения», «А. ну-ка, девочки!».                                                                                       
- Совместные мероприятия  с родителями:  выставка «Я и мама – мастерицы», участие в благотворительной ярмарке, в изготовлении кормушек для птиц;                                                     
- Участие в мероприятиях, проводимых «Страной детства», в которых воспитанники объединения принимают активное участие.

В результате наше объединение  5раз было отмечено сертификатом «Лучшее творческое объединение».

Считаю, что на занятиях объединения декоративно-прикладной направления возможно создать условия для формирования ключевых компетентностей, используя личностно-ориентированные и деятельностные технологии.


Список  литературы:

1.Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании.- Воспитание. Образование. Педагогика. № 6, 2007.

2. Кузьмина Л.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1991. – 98с.

3. Осмоловская И.М. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования. Директор школы.№ 8, 2006. с.64.

4.  Равен, Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Д. Равен. М., 2002. - 220с.

5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. - 256с.

6.   Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.