Все статьи

Тархова Лариса Дмитриевна
педагог дополнительного образования высшая квалификационная категория.
МБОУ ДОД «Центр Детского Творчества», г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО.

Тема занятия «Куклы - обереги»

Цель и задачи занятия:

  • Когнитивная цель занятия: Планируется, что к концу занятия воспитанники будут знать краткую историю происхождения фартука. Предполагается, что  учащиеся выступят с кратким сообщением - про куклу – оберег. Предполагается, что учащиеся расширят свои знания об элементах народной одежды и их символических значениях. Предполагается, что обучающиеся изготовят эскиз фартука в программе Paint и украсят аппликацией  фартук. Учащиеся смогут оценить свою работу, сравнят с эскизом  и примут участие в рефлексивной деятельности.
  • Задачи личностного развития воспитанников: Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемой теме, а так - же активного включения учащихся в работу. Создать условия для систематизации знаний по данной теме. Создать условия для выполнения практической работы. Способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу. Содействовать воспитанию аккуратности и внимательности при выполнении работы. Создать условия для самоконтроля, самооценки. Обеспечение корректировки усвоенного учащимися нового материала. Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практической работы

Предполагаемые цели урока для обучающихся.

кратко рассказать информацию о куклах – оберегах, которую они подготовили в программе Презентация Microsoft Office PowerPoint. Познакомится с таким элементом народной одежды как фартук. Закрепить навыки работы в программе Paint – нарисовать эскиз фартука, украсить фартук. Сравнить украшенный фартук с эскизом.  Сравнить  работу с эскизом, дать оценку проделанной работы и принять участие в рефлексии.

Элементы компетенций, которые будут осваиваться на данном уроке.

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (аккуратность, дисциплинированность, выполнение учебных заданий) творчество, активность (энергичность, индивидуальность) в применение знаний и умений на практике;

Компетентность в сфере продуктивного социального взаимодействия (способность соотносить свои устремления с интересами других людей, сотрудничество, умение анализировать)

Компетентность в информационно-технологической сфере (продуктивное и репродуктивное познания, способность понять и реализовать технологии).

Тип занятия. Обоснование выбор данного типа занятия. Взаимосвязь между целями и типом занятия.

Тип занятия – комбинированный. В младших и средних классах, как правило,  занятия комбинированные, то есть включают 3-4 сменяемых друг друга вида деятельности обучающихся. Цели и тип занятия взаимосвязаны между собой. Взаимосвязь заключается в следующем: обобщение и систематизация знаний учащихся, изучение нового материала, формирование практических умений и навыков с применением ИКТ.

Главная проблема занятия.

Как нарисовать эскиз? Как украсить фартук?

АМО, которые будут использованы при проведении данного занятия. Обоснование их выбора (с учетом целей и типа урока, предмета, психолого-педагогических особенностей классного коллектива).

На занятии я буду использовать; Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно - иллюстративные, частично-поисковые, проблемные, практические, мастерская (по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: самопроверка выполненных заданий, практической работы;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: мотивация, интерес в овладении знаниями, умениями и навыками.

При выборе АМО я учитывала психолого-педагогические особенности обучающихся.

Анализ психолого-педагогической диагностики учащихся показал, что преобладающим типом темперамента в объединении являются холерики. В связи с этим, на занятии необходимо создать благоприятные условия для работы, разнообразие видов деятельности. Можно использовать эвристическую беседу, эвристический диалог.

У 9 человек из объединения равные функции выполняет как правое, так и левое полушария мозга, что говорит об их предрасположенности к творческому осмыслению действительности. Для этих учащихся на занятии необходимо создать условия, способствующие проявлению их творческой активности.

У 2 обучающихся доминирует правое полушарие, что характеризует их склонными к эмоциональным представлениям. В соответствии с этим, нужно использовать объяснительно-иллюстративные приемы обучения.

Анализ ведущего канала восприятия учебной информации показал, что аудиалы (слуховой канал восприятия) – 7 человек. Поэтому можно использовать сочетание словесных и наглядных методов и приемов. Кинестеты (осязательный канал восприятия  информации) –  2 человека. Поэтому, можно использовать практические методы (выполнение заданий).

Визуалы (зрительный канал) – 3 человека. Можно использовать: наглядно-образные методы  и приёмы (мультимедийная презентация), методы контроля.

Целеполагание на уроке: цели педагога и цели учащихся.

1.

«Таксономия» когнитивных целей темы

по декоративно- прикладному направлению « Куклы-обереги»

группа 1-го года обучения

(возраст воспитанников 9 -11 лет).

Общие дидактические цели

Типы занятий по теме

Частные когнитивные цели

Знакомство с элементами народной одежды - фартук.

Изучение нового материала.

Планируется, что к концу занятия будут знать назначение фартука в народном творчестве.

Расширение знаний о куклах – оберегах и их символических значениях.

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Предполагается, что учащиеся расширят свои знания о куклах – оберегах и их символических значениях.

Знакомство с работой в программах Paint и Презентация Microsoft Office PowerPoint.

Решение задач (формирование практических умений и навыков).

Предполагается, что обучающиеся выступят с готовыми презентациями  по теме «Куклы-обереги». Нарисуют эскиз фартука в программе, украсят фартук и сравнят украшенный фартук с эскизом.

Оценить свою работу.

Контроль учебных достижений.

Планируется, что учащиеся смогут оценить свою работу, сравнят с задуманным эскизом и примут участие в рефлексивной деятельности.

2.

«Таксономия» задач личностного развития учащихся при изучении темы

по декоративно- прикладному направлению « Куклы - обереги»,

группа 1-го года обучения

(возраст воспитанников 9 -11 лет).

Общие задачи

Типы уроков по теме

Частные развивающие задачи

Воспитательные задачи

Познакомить с краткой  происхождения элемента одежды – фартук.

Изучение нового материала.

Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемой теме, а так - же активного включения учащихся в работу.

Выявить и расширить знания детей о куклах – оберегах, элементах народной одежды.

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Создать условия для систематизации знаний по данной теме.

- Закрепить навыки работы в программах Paint и Презентация Microsoft Office PowerPoint.

-Организовать работу в парах.

Решение задач (формирование практических умений и навыков).

 

-Создать условия для выполнения практической работы.

- Способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу.

-Содействовать воспитанию аккуратности и внимательности при выполнении работы.

-Провести анализ проделанной работы на занятии.

Контроль учебных достижений.

-Создать условия для самоконтроля, самооценки.

-Обеспечение корректировки усвоенного учащимися нового материала.

Развивающие задачи

Развивать умение слушать

Изучение нового материала через использование ИКТ.

Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы.

Развивать коммуникативные способности воспитанников.

Обобщение и систематизация знаний учащихся через использование ИКТ.

Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

Развивать творческие способности учащихся.

Решение задач (формирование практических умений и навыков).

 

Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практической работы.

Развивать умение оценивать результат своей работы.

Контроль учебных достижений.

Обеспечить рефлексивный анализ деятельности учащихся.


Технологическая карта занятия по теме « Куклы – обереги»

Этапы урока

Время,

мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

АМО

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

1.Организационно - мотивирующий этап.

Организационное начало урока. Мотивация учебной деятельности.

 

2

 

 

 

Создает условия для воспитания положительного интереса к изучаемой теме, а так - же активного включения учащихся в работу.

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный, словесный

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая готовность учащихся на работу.

 

 

 

 

 

 

 

Мультимедийные слайды.

 

 

 

 

 

2. Сообщение темы, цели и задач занятия.

Самоопределение учащихся на деятельность. Целеполагание.

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для самоопределения воспитанников на целенаправленную деятельность, выбор видов деятельности на занятии; формирования пар для работы.

 

 

 

 

Определяют тему урока.

Определяют вместе с педагогом цели  и задачи деятельности, правила работы в паре.

 

 

 

 

 

 

Диалоговые вопросно-ответные ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление личностных позиций в принятии целей занятия и предлагаемых форм работы.

 

 

 

 

 

 

 

Слайды мультимедийной презентации.

 

 

 

 

 

 

3. Систематизация и актуализация знаний. Актуализация  опорных знаний и субъектного опыта учащихся.

7

 

 

 

-Создает условия для систематизации знаний по данной теме.

-Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

 

 

 

-Отвечают на вопросы

-выступают

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа.

 

 

 

 

 

Актуализирован. знания о куклах-оберегах.

 

 

 

 

Слайды мультимедийной презентации.

 

4.Ознакомление с новым материалом.

Организация «погружения» учащихся в их незнание.

Самоопределение учащихся на деятельность.

4

 

 

Создаёт условия для ознакомления с новым материалом.

Создаёт условия для самоопределения учащихся на деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают педагога,

задают вопросы, высказывают предположения.

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа.

 

 

Обнаружение

учениками своей некомпетентности в новой теме.

 

 

 

 

 

Слайды мультимедийной презентации.

Историческая справка.

 

5.Практическая работа.

5.1.

Целенаправленная познавательно – практическая деятельность учащихся по освоению нового материала.

5.2  Образовательные ситуации обсуждения полученной учащимися продукции.  Практическая работа. Взаимообучение.

20

 

 

 

-Создаёт условия для выполнения практич. работы.

-Организует работу в парах.

-Содействует воспитанию аккуратности и внимательности при выполнении работы.

-Способствует воспитанию уважительного отношения друг к другу. Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практической работы.

 

 

 

- Рисуют эскиз в программе Paint.

-Подбирают материалы и украшают фартук.

-Обсуждают, высказывают свою точку зрения различных способов  рисования эскизов. Слушают и дополняют ответы друг друга, задают вопросы. Украшают фартук. Помогают друг другу. Исправляют ошибки.

 

 

 

Проблемный и частично - поисковый метод.

Наглядно – образный метод.

Практические методы.

 

 

 

Закрепят навыки работы в программе

Paint.

Подберут самостоятельно материалы и украсят фартук.

 

 

 

Ноутбуки.

Готовый шаблон фартука.  Коврики  для работы. Вырезанные геометрические фигуры. Клей.

Эскиз фартука - слайд мультимед.

 

6. Контрольно-коррекционный этап.

4

Создать условия для самоконтроля, самооценки.

Обеспечение корректировки усвоенного учащимися нового материала.

Сравнивают с эскизом

Высказывают свои мнения.

Методы самооценки, взаимооценки.

Обнаружение учениками своей компетентности или своих ошибок и затруднений, связанных с  выполнением заданий

Украшенные фартуки, эскизы.

7. Подведение итогов.

4

Создает условия для подведения итогов занятия. Стимулирует воспитанников на поиск новой информации по данной теме.

Анализируют проделанную работу. Слушают, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, пожелание.

Фронтальная работа.

Эвристический диалог.

Самостоятельный выбор учащимися и осмысление характера и содержания выбора новой информации.

Мультимедийная презентация.

5. Рефлексия.

1

Обеспечивает рефлексивный анализ деятельности учащихся.

Оценивают эффективность своей деятельности на занятии.

Эмоционально-рефлексивный прием

Осмысливают результаты своей работы на занятии. Делают выбор.

Фигурки кукол  с изображением разного настроения.

 

 


Ход занятия.

1. Организационно - мотивирующий этап.

-Приветствие. (Педагог читает отрывок сказки и демонстрирует слайды.)

-В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью. И вот так и стала Василиса жить (слайд № 1)… Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы дает.. ( слайды 2,3,)

2. Сообщение темы, цели и задач занятия.

- Как вы думаете, почему я начала занятие с этой сказки?

-Дети отвечают, что речь идет о куклах- оберегах.

- Правильно. Мы продолжаем  изучать тему «Куклы- обереги» (Слайд №4)

- Как вы думаете, какие цели, задачи мы должны будем выполнить на занятии?

-Цели и задачи: девочки кратко расскажут информацию о куклах – оберегах, которую они подготовили в программе Презентация Microsoft Office PowerPoint. Мы познакомимся с таким элементом народной одежды как фартук. Закрепим навыки работы в программе Paint – нарисуете эскиз фартука, украсите фартук. Сравните украшенный фартук с эскизом. Оцените работу и примите участие в рефлексии. Работать будете в малых группах. В ходе выполнения заданий у вас будут возникать трудности. Поэтому вот эти сигнальные карточки вам помогут (белая – нужна помощь,  красная – мы справились с заданием, синяя - у нас были затруднения. Розовая – я хочу узнать об этом больше).

3. Систематизация и актуализация знаний.

- Какие куклы-обереги мы уже с вами изготавливали?

-Какую информацию о новых куклах – оберегах вы узнали? (выступление детей - демонстрация самостоятельно подготовленных презентаций)  (Работа с сигнальными картами)

-Девочки, а кто вспомнит название элементов одежды кукол?

4.Ознакомление с новым материалом.

- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что лишнее? (Слайд №5)(Предполагают). Проверим (убрать костюм)

- Что осталось? (Фартук)

- А что вы знаете о фартуке?

Историческая справка.

(Дем. Слайдов №6,7, 8) (Работа с сигнальными картами)

-Обратите внимание, какие узоры, какой формы украшают народные фартуки. (геометрические) (демонстрация слайда №9)

- перейдём к выполнению практической части нашего занятия.

- Посмотрите на наши материалы

- Я предлагаю вам подумать и в течение 5 мин.  нарисовать эскиз фартука в программе Paint.

-Далее украсить фартук, потом оценить свою работу, сравнив с эскизом.

5. Практическая работа.

-Выполняют эскизы в программе Paint. Физкульт. пауза.

Украшают узорами фартук.

6. Контрольно-коррекционный этап.

-Ребята, пожалуйста, оцените свою работу (самооценка, взаимооценка), сравните их с эскизами. (Анализируют, помогают друг другу, оценивают свою работу). (Работа с сигнальными картами)

8. Подведение итогов.

- Наша работа  подходит к концу.

- Что нового вы сегодня узнали?

-- Что вы сделаете со своими фартуками?

- Какие ощущения испытывали в ходе работы?

- А кто, хотел бы научиться изготавливать другие элементы одежды? (Работа с сигнальными картами)

9.Рефлексия.

-Посмотри пожалуйста на куколок. У них у всех разное настроение. Какая куколка наиболее близка Вам по настроению? Какую куколку Вы забрали бы с собой, уходя с занятия (спокойная,радостная, разочарованная, сердитая, удивлённая, испуганная).

Литература:

  1. "Русские обряды и традиции. Народная кукла" Котова И.Н., Котова А.С.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл.

 

Фото и материалы взяты на сайтах:

  1. http://technology-kaa.ucoz.ru/index/narodnye_kukly/0-10
  2. http://www.rukukla.ru/article/coloma/ctrigu6ka.htm
  3. фото и материал взят на сайтах http://www.10ruk.ru./obuch.htm
  4. http://www.rukukla.ru/
  5. http://community.livejournal.com/tn_kukla/
  6. http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=564&PN=0&TPN=5
  7. http://dolyna.kiev.ua/node/286
  8. http://arida.gallery.ru/watch?ph=gAO-pL1H#feature=topscroll
  9. http://gimn-65.narod.ru/Str_kr_f_kukl.htm

 

 

 

 

 

 

 

Широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.

История фартука

 

Фартук (или передник) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, и пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Эта часть одежды играла очень важную роль в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники.

Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии.

С Востока передник «перекочевал» в Европу. На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н.э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Он надевался таким образом, что спереди ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.

А так же известно, что в Древней Греции мужчины сначала тоже носили передник, повязанный вокруг бедер, а поверх его надевали хлену (большой шерстяной платок). Позже передник стали повязывать поверх хитона.

Передник был характерной принадлежностью мужской одежды и у этрусков. По виду он напоминал критский, однако его надевали поверх блузы с рукавами. А у римлян передник известен только как часть одежды у жрецов, солдат некоторых вспомогательных видов войск и гладиаторов.

Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два передника составляли юбку. Он так же украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления Людовика XIV (1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Иногда, правда, желая отдать дань моде, женщины совершенно не задумывались над тем, насколько комично это выглядит. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себя европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник – таблье (от французского слова «стол»). Другой тип передника с похожим названием – таблион, но совершенно иной по назначению. Это передник для особо торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади. Он был заимствован из церемониальной византийской одежды и для императора делался из шелковой парчи с узором, а для придворных – из гладкой, одноцветной материи, но затем освоился с новой для себя ролью модного аксессуара.

 

Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. В некоторых областях Германии широкий передник надевался лишь по особо торжественным случаям. В Молдавии отличительной чертой народной одежды были два передника, охватывающие корпус спереди и сзади, не сходящиеся на боках, с богатым цветным узором.

Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.

Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи – важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их из поколения в поколение по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный передник сохранился в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.

 

Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.

 

Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда – это халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек.