Версия для слабовидящих
Организация методической работы в МБОУДОД «ЦДТ»
Публичный доклад - Публичный доклад 2011-2012

Организация методической работы в МБОУДОД «ЦДТ»

В современных условиях  развития дополнительного образования  детей   педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, следовательно, качество образования, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в  дополнительном  образовании детей обладает четко выстроенная система методической деятельности учреждения, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.

Как было уже замечено: педагог дополнительного образования сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:

  • отсутствие жесткой регламентации в работе;
  • значительное расширение возможностей получения информации (интернет, телевидение, радио, пресса);
  • модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

Для творческого педагога - это огромное благо в развитии профессионализма, а для начинающих - это проблема, которая может  быть решена при условии, если методическая деятельность будет усиливаться и развиваться в индивидуально-личностном плане.  Необходимо отметить, что Центр детского творчества находится в постоянном развитии. Во главу угла методической деятельности  стоят   вопросы подготовки и повышения квалификации педагогических работников, программно-методического обеспечения деятельности педагогов, внедрения новых методик и педагогических технологий в образовательный процесс, оказания методической помощи  при  аттестации  т.д. Основная  цель   методической работы в данном учебном году заключалась в поддержке профессионального и творческого развития педагогов, овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей, совершенствование  проектирования учебных занятий  в соответствии современным требованиям качества образования.

 

 В рамках проблемной методической темы  было определено  основное содержание  методической деятельности в следующих формах:

  • Посещение и анализ  занятий,  индивидуальная консультация педагогов.
  • Помощь по программам саморазвития и методическая помощь в ходе аттестации.
  • Работа педагогической мастерской.
  • Помощь в повышения квалификации педагогов в форме дистанционного обучения.
  • Участие педагогов в работе творческой групп на  разных уровнях
  • Разработка положений, методических продукций по  мероприятиям.
  • Посещение занятий является одной из форм  повышения педагогического мастерства. Организация образовательной среды  на занятиях,  использование  образовательных технологий и ИКТ, эффективные  приемы и методы, формы организации занятий, применяемые педагогами, выявление воспитательного  эффекта  занятий, приемы и методы  воспитательного процесса на занятиях – вот небольшой перечень вопросов, которые затрагивались в этом году.
  •  На открытых и  итоговых  занятиях педагоги демонстрируют коллегам, родителям обучающихся то, чему научили детей. По окончании занятий традиционно проходит обсуждение находок педагога, подводятся итоги - результативность занятия и творческого роста обучающихся, звучат пожелания и предложения педагогу.

В конкурсе открытых занятий по теме «Лучшее открытое занятие с использованием  ИКТ», организованный с целью активизация эффективного использования педагогами новых информационных технологий в образовательном процессе пожелала участвовать  небольшая часть педагогов. Было дано всего четыре  открытых занятия. Анализ открытых  занятий с использованием ИКТ показал, что данный вид методической деятельности  является   одной из  проблемных явлений в работе педагога и методиста, следовательно, будет усилена деятельность в данном направлении в новом учебном году.

Особую роль в организации методической работы в ЦДТ  играет  целенаправленная консультационная деятельность по поддержке педагогов и направленная на повышение профессионального мастерства, в том числе молодых педагогов. В течение учебного  года с  педагогами и начинающими специалистами была проведена следующая работа:

  • - знакомство с нормативно – правовыми документами по дополнительному образованию детей;
  • - оказание методической помощи при составлении образовательной программы;
  • - выбор активных методов и форм  в организации образовательного процесса в рамках личностно-деятельностного подхода.

В соответствии с общей методической темой  была продолжена работа педагогов над темами самообразования. Анализ тем самообразования показывает,  что педагогов интересуют такие темы, которые позволяют повышать уровень владения элементами инновационных технологий образования: технология групповой деятельности, портфолио, проблемное обучение, игровые  технологии, исследовательская технология. Большая часть педагогов работает уже в рамках программ саморазвития. Педагогами  Тарховой  Л.Д., Макаровой  О.И., Карань Е.Л. были предложены программы саморазвития, в которых  систематизирована вся творческая работа педагога  на пять лет.

Одной из эффективных форм повышения профессиональной компетентности педагогов  была курсовая подготовка и аттестация.

В 2011-2012 учебном году дистанционную  курсовую подготовку по теме «Формирование универсальных  учебных действий в урочной и внеурочной деятельности прошли следующие педагогические работники: Макарова О.И., Андриевских Н.Б., Белоус Л.В., Тархова Л.Д.  Девять педагогов   работают по внедрению комплексной  программы «Веселый мастер» в рамках проекта «Комплексная программа «Спектр»  как модель реализации внеурочной деятельности». Данный проект был разработан с целью развития партнерства с общеобразовательными школами города во внеурочной деятельности согласно новым федеральным стандартам на начальной  ступени образования. Требования ФГОС предполагают поиск новых форм и методов обучения, что в свою очередь легли в основу творческой работы педагогов.

Часть проблемных вопросов решалась в плане работы педмастерской.

Были  запланировано четыре заседания, на которых  рассмотрены  следующие темы:

  • Основные понятия ФГОС (затруднения по внедрению основных требований).
  • Формы аттестации:   Творческий отчет педагога как форма обобщения и распространения педагогического опыта.
  • ИКТ как средство развития профессиональной  компетентности педагога в учебном процессе.
  • Воспитательные ресурсы современного занятия.

 

В 2011 -2012  учебном году   в рамках новых требований к аттестующимся успешно прошли аттестацию два педагога: Гуськова В.А. – на высшую квалификационную  категорию, Клинкова И.Ю. на первую категорию.

С целью повышения методического уровня педагогических работников проделана следующая работа: разработаны методические рекомендации в помощь педагогам  дополнительного образования «Методы и приемы работы в рамках реализации ФГОС», «Метод проектов деятельности УДОД» и др.

Исходя из анализа  методической работы МБОУДОД «Центр детского творчества»  за 2011-12  -2010 учебный год,  перед педагогическим коллективом поставлены задачи на новый 2012 - 2013 учебный год:

  1. Продолжить работу педагогического коллектива над единой методической темой.
  2. Продолжить работу над повышением  качества содержания дополнительного образования посредством внедрением оптимальных форм, методов и технологий работы в рамках личностно – деятельностного подхода.