Версия для слабовидящих
Психолого-педагогическое сопровождение
Публичный доклад - Публичный доклад 2015-2016

Психолого-педагогическое сопровождение

образовательного процесса в ЦДТ

Основными направлениями в работе психолога можно выделить: профилактические работы, диагностические, коррекционные и психологическое консультирование. 

В цикле коррекционно-развивающей работы был проведён тренинг командообразования со старшими подростками с вновь пришедшими ребятами в объединение «Затейники». Целью данных занятий являлось сплоченность подросткового коллектива, выработка правил конструктивного  взаимодействия. Результатом такого вида работы является сохранность детского коллектива на 90%. Вподобногорода занятиях приняло участие 13 человек.

            Проводилась индивидуальная коррекционная работа с подростками, обратившимися за помощью к психологу. При обращении, школьники заявляли о повышенной тревожности, вызванной предстоящими экзаменами.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения помогли преодолеть проблемы школьной тревожности, и выработать внутреннюю уверенность в себе.Этот вид помощи был оказан 3 подросткам.

             В цикле психодиагностических работ

с  воспитанниками ШТР «Ступеньки» проводились исследования эмоционального состояния. Дети рисовали «Свою семью», «Дом Дерево и Человека».

Эти проекционные методики выявляют, как ребёнок чувствует себя дома: он «заброшен» или ему  уделяется должное внимание, он «завоспитан» - гиперопекаем,  испытывает тревожность или ему комфортно и хорошо дома.

Методика «ДДЧ» исследует эмоциональный профиль ребёнка, а именно: незащищённость, тревожность, агрессивность, неуверенность в себе, чувство неполноценности, конфликтность, трудности в общении, подавленность или депрессивность. По результатам диагностического обследования родителям было предложено скорректировать свои воспитательные воздействия на ребёнка.

По запросу родителей проводилось обследование интеллектуальных особенностей детей  по методике Векслера.  Эта методика показывает насколько у ребенка сформированы основные мыслительные процессы: память, внимание, мышление, а так же помогает родителям в выборе образовательной  программы для ребёнка в школе.

В   цикле профилактических работ продолжается сопровождение детей на Коммунарские сборы. В этом году состоялась ХIII городская «Школа ученического актива», где психологом проводились тренинги на знакомство, целеполагание, а так же участие в мероприятиях определённых самой идеей коммунарских сборов. В тренингах приняли участие 45 подростков, а в прошлом году- 42 подростка.

Психологическое сопровождение является незаменимой поддержкой участников в городских конкурсах: «Педагог года», «Лидер XXI века» среди старших подростков школ города, «Ученик года». Ежегодное количество участников остается почти неизменным.

 По  запросу Следственного комитета ЯНАО была оказана помощь несовершеннолетнему и его опекуну. Работа состояла в консультировании, коррекции психоэмоционального состояния ребёнка, а так же сопровождение несовершеннолетнего в суд.

Ежегодной для родителей ШТР «Ступеньки» стало проведение «Школы для родителей». На «школе» затрагиваются следующие темы:

- «Что значит ребёнок готов к  школе? Что мне, как родителю, даст знать, что мой ребёнок готов к школе?»;

-  «Маленькие лгунишки. Причины  детской лжи»;

-  «Как воспитывать мальчиков и девочек?»;

-  «Причины психологической глухоты у детей» и др.

В анкетах обратной связи родители отметили актуальность и необходимость данного курса.

 «Школу для родителей» посетили 115 человек. ( В 2013 - 2014 году - 107 человек.)

В этом году 17 родителей, постоянно посещающих занятия,  получили свидетельство о прохождении «школы». Это на 6 человек больше, чем в прошлом.

Консультативный приём посетили: 45 педагогов, 124 родителей, 26 подростков. Как и в 2013 – 2014 году наблюдается спрос на консультативный приём. Увеличилось число консультаций среди родителей детей ЦДТ, родителей ШТР «Ступеньки», педагогов ЦДТ, а также увеличился запрос на оказание данного вида помощи для родителей среди учеников школ города, педагогов и подростков.

Основные проблемы, с которыми обращались педагоги ЦДТ это:

- конфликтные ситуации между сотрудниками ЦДТ и пути их разрешения; (8%)

- конфликты внутри детских объединений; (2%)

- проблемы профессионального выгорания; (11%)

- личная неустроенность, семейные проблемы педагогов; (4%)

- проблемы здоровья педагогов и их детей. (13%)

Родителей волновали вопросы:

- взаимоотношения с детьми; (6%)

- проблемы полового воспитания; (1,6%)

- проблемы успеваемости; (6%)

- проблемы взаимоотношения ребёнка с учителями, одноклассниками; (3%)

- проблемы гиперактивного, агрессивного поведения;(1,6%)

- проблемы нервозности у детей;(3%)

- проблемы интернет зависимости;(1,6%)

- работа с горем: потеря близких;(1,6%)

- психологическая реабилитация ребёнка, испытавшего психотравмирующую ситуацию.(1%)

Старших подростков интересовало:

-  проблемы взаимоотношения с родителями, сверстниками, учителями;(11%)

- конфликтные ситуации внутри объединений и как их разрешить;(4%)

- проблемы учебной и внешкольной нагрузки, как правильно расставить приоритеты;(7%)

- тревожность, связанная со сдачей ОГЭ, ЕГЭ.(12%)

В цикле работы «Педагогической гостиной» в этом году, педагогам были предложены темы:

«Типы семейного воспитания». Работа с педагогами в контексте эффективного взаимодействия с детьми.

 «Опасный возраст! Подростки и взрослые. Война или мир».

 «Педагогическую гостиную» посетили 25 педагогов.

Тематика «Педагогической гостиной» направлена на приобретение педагогами навыков эффективного  взаимодействия с обучающимися, профилактикой эмоционального выгорания и профдеформации.

 

Работа со СМИ.

В учебном  году психолог тесно взаимодействовала с корреспондентом «Северной вахты» . Были опубликованы следующие статьи: «Позвольте детям побыть взрослыми», «Сложные задачи решаются играючи», «Страхи в сторону»,

«Бремя взросления», «Равнение на героя».