Версия для слабовидящих
Методическое обеспечение
Публичный доклад - Публичный доклад 2013-2014

Организация методической работы в МБОУ ДОД «ЦДТ»

в 2013-2014 учебном году

Методическая работа педагогического коллектива ведется в рамках  единой методической темы  «Развитие личности ребенка в условиях личностно- деятельностного подхода  как результата качественного образования». Работа над темой ведется третий  год.

На 2013-2014 учебный год были поставлены следующие задачи:

-          Активизировать работу по программе саморазвития педагога и по теме самообразования.

-          Обеспечить внедрение в образовательный  процесс новых образовательных технологий, обеспечивающих развивающее  обучение: технологии активного и интерактивного обучения.

-          Развивать  умения  проектировать занятия во внеурочной деятельности.

-          Активизировать работу по обобщению и распространению положительного опыта творчески работающих педагогов.

Поставленные  задачи реализовывались через следующие направления и формы:

-          Посещение занятий педагогов, совместный анализ;

-          индивидуальные и групповые консультации;

-          работа педагогической мастерской;

-          работа педагогов над темами самообразования и программами саморазвития;

-          организация итоговых и открытых занятий;

-          обобщение передового педагогического опыта;

-          участие в городских методических объединениях;

-          участия в программе клуба «Золотая игла»;

-          участия в конкурсах в рамках фестиваля детского творчества «Восхождение к истокам».

Консультация (групповые и индивидуальные для начинающих и аттестующихся  педагогов)

Начинающий педагог сталкивается с определенными трудностями. Неумение  проектировать занятие, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми, сложности при  наборе детей в объединения - вот далеко не полный перечень проблем, подстерегающих педагога-новичка. По данным психологов 87 % начинающих педагогов ставит на первое место именно отсутствие навыка преподавания, общения с детьми. Начинающему  педагогу крайне необходима помощь: индивидуальная консультация, тренинги, семинары-практикумы,  посещение занятий опытных педагогов.

В центре начинающих педагогов (от года до 3 лет) -3 человека: Шевчик Т.И., Боков Н.В., Салтаганова А.Ю.

На текущий учебный год для начинающих педагогов был составлен план работы со следующими темами:

-          Составление программ,  календарно-тематического планирования и др.  документов.

-          Виды и формы занятий в рамках деятельностного и компетентностного  подходов.

-          Самообразование и самовоспитание педагога (план по теме самообразования)

-          Образовательные  технологии, используемые в дополнительном образовании: активные и интерактивные технологии (метод проектов, использование ИКТ)

Работа начинающего  педагога  просматривалась через беседы, посещение занятий, анкетирование. (Пример анкеты)

  1. С какими трудностями вы столкнулись? Перечислите их.
  2. Чем вы объясните трудности в своей деятельности?
  3. Как их преодолеваете?
  4. Кто вам помогает в работе? Как?
  5. Я иду на занятие, чтобы...
  6. Воспитание, каких черт личности  ребенка  вами достигается наиболее трудно?
  7. Каким должен быть современный педагог?
  8. Как в учебно-воспитательном процессе развивать индивидуальные способности ребенка?
  9. Чему и как можно научиться у опытного педагога?
  10. Были ли в вашей деятельности трудности в воспитательной работе
  11. Какие книги по педагогике, психологии, методике вы прочитали за прошедший учебный год?
  12. Какие у вас были педагогические открытия?
  13. Занятия, по каким темам прошли у вас наиболее эффективно, интересно в этом году?
  14. В чем была ваша творческая удача?

Ведется диагностическая тестовая карта оценки профессионального роста (начата в 2013-2014 учебном  году): н - низкий, с - средний,   д –достаточный.

Методики: наблюдение и анализ занятий, беседы, анкетирование

Шевчик Т.И. (1), Боков Н.В.(2) (материалы прилагаются)

№ п/п

Теоретические знания и профессиональные умения педагога

Начало

года

Середина года

Конец года

1

2

1

2

1

2

1.

Знание своего предмета

с

с



с

с

2.

Умение анализировать

н

н



с

с

3.

Знание методики преподавания

с

н



с

с

4


Знание детской возрастной психологии и умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности.

н

н



с

с

5.


Знание психологии детского общения, психологии творчества. Умение стимулировать детскую активность.

н

н



с

с

6.


Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся.

н

н



с

н

7.


Владение и использование различных форм занятий, традиционных и нетрадиционных.

н

н



н

н

8.


Умение увлечь детей, организовать их индивидуальную и коллективную успешную деятельность.

с

н



с

н

9


Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий

с

с



н

с

10.


Рациональное использование в своей работе наглядности.

н

н



с

с

Вывод:

У начинающих педагогов наблюдается  небольшой рост профессиональной компетенции, а именно:

-          Ориентируются в примерных требованиях  к  образовательной программе;

-          Умеют  составлять календарно-тематическое планирование.

-          Сохранятся набранный контингент учащихся  в группе.

Необходимо обратить внимание на следующий учебный год:

-          Проектирование и проведение занятий и использование современных образовательных технологий (в том числе ИКТ);

-          включение каждого начинающего педагога в творческий поиск через участие в работе творческой группы;

-          на умение работать на увеличение контингента объединения (умение работать  в школах, создавать рекламную продукцию).

Аттестующимися педагогами были проведены консультации по темам:

-          Формы аттестации (портфолио – педагога, педагогический проект).

-          Правильное оформление материалов в портфолио.

Необходимо обратить внимание на правильную подачу методических материалов во время презентации портфолио и правильное составление пояснительной записки к портфолио.

Работа педмастерской

Педмастерская – это объединение педагогов, имеющих разный уровень педагогического мастерства, но желающих работать по- новому.

План работы педмастерской составляется с учетом потребностей педагогов по следующему алгоритму:  анализ затруднений педагогов – выявление и постановка проблемы – теоретическое   практическое  рассмотрение  сформулированной темы  на заседании.

В течение года происходит корректировка  задач и формулировка тем заседаний  педмастерской.

В течение данного учебного  года  состоялось четыре заседания:

-          Структура современного занятия в дополнительном образовании детей – 18.10.2013

-          Технология проведения рефлексии на занятиях  - 24.01.2014 г.

-          Оформление методической разработки,  рекомендаций (занятий, мастер-классов, тем самообразования) – 14.03.2014

-          Проектная деятельность в детских объединениях – 25.04.2014 г.

На заседаниях не только  рассматривалась теоретическая часть темы, отрабатывалась практическая  сторона вопроса  в группах.

Вывод: на заседаниях педмастерской необходимо использовать технологии активного обучения педагогов: виды дискуссий, групповые работы.

Работа педагогов над темами самообразования и программами саморазвития.

Самообразование педагога  есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Педагоги дополнительного образования  и педагоги – организаторы имеют свой личный план самообразования, по которым ведется учет по следующей схеме.

Учет  работы по теме  самообразования педагогов


№ п/п

ФИО

Тема самообразования

На сколько лет

Год работы над темой

Деятельность по реализации темы

1.

Белоус Л.В.

Декоративное оформление одежды – как средство художественно-эстетического развития личности  ребенка

3 года

1

Изучена литература, разработан дидактический материал

2.

Бордиян Г.З.


Влияние изобразительного искусства и оригами на развитие творческих способностей обучающихся

5

1

Изучение литературы, реферат, посещение занятий у коллеги Хасановой З.З.

3.

Макарова О.И.


Использование новых техник и технологий ДПИ как одно из условий развития мотивации воспитанников

5

1


4.

Тархова Л.Д.


Роль  декоративно-прикладного искусства в личностном развитии детей

5

1


5.

Андреевских Н.Б.

Инновационные технологии  в дополнительном образовании детей




6.

Тетерина Е.А.

Обобщение опыта работы ГОШ «Сам», направленное на социализацию личности подростков




7.

Гуськова В.А.

Проблемы  формирования исполнительской культуры в детском хореографическом  творчестве





8.

Зубкова Е.Е

Использование современных технологий на занятии с воспитанниками

5

4


9.

Селезенева Е.В


Разработка технологии проведения мастер-класса».




10.

Сотник Т.Н.


Конфликты. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Пути конструктивного решения





11.

Тимурбулатова В.Р.

Личностно ориентированное образование




12.

Карань Е.Л.

Формирование информационно-коммуникативной копетентности для обеспечения социализации воспитанников

3

1

Изучила литературу, опыт работы педагога, заседания МО

13.

Салтаганова А.Ю.

Социализация личности и ее факторы. Влияние музыки на эмоциональное состояние.






14.

Юсупова А.Г.


Современные методы преподавания английского языка




15.

Галеева Л.М.

Применение новых технологий в процессе обучения детей эстрадному  вокалу




17.

Григорьева Н.И.


Проблемы внедрения и применения современных образовательных технологий в дополнительном образовании детей

5

2

Изучение литературы, видео,

мастер-классы

18.


Клинкова И.Ю.


Развитие творческих способностей  посредством хореографии в системе доп.образования

5

3

Посещение открытого занятия педагога Лапко И.В.-МОУ СОШ № 3

19.

Каменева Т.И.


Хореографические упражнения по развитию  психофизиологического аппарата  человека

3

2


20.

Подшивалова Н.В.

Достижение эффективного результата командной работы ч/з динамические  группы.




21.

Доронин О.А.

Народное искусство (резьба по дереву) как средство духовно-нравственного развития обучающихся




22.


Болтенко Е.Н


Обучение и воспитание успехом как средство социализации детей и подростков




23.

Шупилова  Л.А.


Духовно-нравственное развитие  обучающихся через творческие занятия




24.

Наку Л.А.


Формирование социальных ценностей у детей через театральное искусство

5

4


25.

Кадушкина Е.А.

духовно-нравственное воспитание

5

3


26.


Шевчик Т.И.

Новые технологии образования в творческом развитии  обучающихся в студии костюма

5

1

Изучение литературы, выбор технологи для изучения и внедрения


Выводы  и предложения:

Существует проблема организации  отчетной  работы педагога  по теме самообразования.

Необходимо организовать месячник отчета работы  по самообразованию за учебный год

в форме обобщения опыта:  доклады, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом или творческой группы, которые  могут рекомендовать показать лучшие результаты самообразования за рамками педагогического коллектива учреждения.

Посещение  (в том  числе итоговых) занятий.

С  23 ноября  по 03  декабря 2013 года были посещены занятия педагогов дополнительного образования, работающих по программе «Город мастеров».

Цель посещения: выявление  активных форм, методов, применяемых педагогом на занятиях в соответствии с КТП и ОП.

Были  посещены   занятия  трех  педагогов (Белоус Л.В., Макарова О.И., Доронина О.А.) в результате было выявлено следующее:

-          Занятия, проведенные педагогами, соответствовали календарно-тематическому планированию; выделены тип, тема занятий;

-          содержание материала посильно и интересно детям, имеет практическую направленность;

-          учащиеся владеют терминологией, активны, инициативны. Работают консультанты из числа успевающих;

-          учащиеся владеют  целеполаганием; умением сотрудничать между собой и педагогом.

Вывод:  занятия  соответствовали  современным требованиям  на основе деятельностного подхода  к обучения.

Предложения педагогам:

  1. Продумать интересные для детей формы проверки и закрепления  полученных знаний.
  2. Разнообразить виды деятельности, развивать навыки групповой работы и работы в парах.
  3. Использовать по мере возможности ИКТ.

Итоговые занятия (декабрь, апрель)   педагогов Тарховой Л.Д.,  Андреевских Н.А., Гуськовой В.А., Бордиян Г.З.  Каменевой Т.И., Шевчик Т.И. соответствовали  цели задачам  промежуточной и  итоговой аттестации учащихся. Основной целью итоговых занятий является изучение уровня усвоения разделов образовательных программ и  определения  уровня развития. Учащиеся  в основном  получали тестовые задания по теоретическому материалу, а  на практических заданиях показывали  полученные умения  и навыки.

Вывод:

Форма проведения итоговых занятий  педагогами определяется в зависимости от специфики образовательной деятельности учеб­ной группы, года обучения, возраста обучающихся. Педагоги анализируют результаты каждого обучающегося, дают им  рекомендации по даль­нейшему обучению.  Многие педагоги итоговые занятия проводят в присутствии родителей (Каменева Т.И., Гуськова В.А.). Проведенные занятия  в группах  объединений  показывают высокий уровень развития детей и владения методикой проведения и организации  итоговых занятий  педагогами, имеющими большой стаж работы  с детьми.

Во многих учебных группах и коллективах используются традиции, кото­рые укрепляют и сплачивают коллектив.  Такие как чаепитие, фотографирование на память, составление обращения к обучающимся – новичкам, вручение  всевозможных «Похвал» и др.

Обобщение  педагогического опыта

Обобщен  опыт работы педагогов Каменевой Т.И., Даулис И.В.  Наку Л.А. Материалы по разным  темам были отправлены на дистанционные конкурсы методических материалов. Педагогами получены Свидетельства разной степени.

Обобщение опыта работы педагогов по вопросам  учебно-воспитательного процесса осуществляется  также через проведение мастер – классов. Педагоги дополнительного образования в течение года  провели несколько мастер-классов по техникам декоративно-прикладного творчества:

-          Андреевских Н.Б. – «Лепные картины».

-          Тимурбулатова В.Р. «Тенденции  развития моды на 2014 год»»


Участие в городских методических объединениях.

Педагоги  нашего учреждения являются руководителями городского методического объединения в рамках городского педагогического клуба «Диалог».

Педагог Тархова  Л.Д. возглавляет декоративно-прикладное направление.

Гуськова В.А. – хореографическое направление.

Методические объединения работают по общему плану клуба «Диалог» и  плана ГМО своего направления. Руководители городских методических объединений (Тархова Л.Д. , Гуськова В.А.) творчески подходили к планированию и проведению заседаний. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях ГМО, отличались достаточной степенью разработки и осмысления, актуальностью, разнообразием, носили практический характер. У педагогов была возможность познакомиться с новыми технологиями, использовать полученные знания в работе  (см. отчет- анализ педагогического клуба «Диалог»).

Участие в клубе детских творческих объединений «Золотая игла».

В состав клуба «Золотая игла» входят 7 творческих объединений.  Содружество юных умельцев и мастеров педагогов работает в рамках культурно-  досуговой  программы «Золотая игла»и  ежегодного календарного плана. (См. отчет-анализ  работы клуба «Золотая игла»).

Участия в конкурсах в рамках фестиваля детского творчества «Восхождение к истокам».

Методическая деятельность данном направлении была направлена на подготовку необходимой документации: положений о конкурсах (конкурс «Рукотворное чудо», конкурс юных модельеров на городском и окружном уровнях, конкурс театральных коллективов «Театральные встречи»), листов для жюри,  справок о проведении конкурсов. Также на организацию и проведение самих конкурсов: работа жюри по подведению итогов проведенных мероприятий, поиск спонсоров для поддержки участников в данных конкурсах.

Предложения на следующий учебный год

Обобщение педагогического опыта педагогов по внеурочной деятельности на городском уровне и вне.

Работа по введению  в образовательный процесс  новых инновационных технологий.