Версия для слабовидящих
Информационно-методическая служба
Все статьи - Служба сопровождения

Методическая работа – площадка самореализации педагогов

В современных условиях  развития дополнительного образования  детей   педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем.

Наше учреждение - Центр детского творчества,  методическая служба  в течение многих лет  работает в поисковом режиме. Во главу угла методической деятельности  поставлены    вопросы подготовки и повышения квалификации педагогических работников, программно-методического обеспечения деятельности педагогов, внедрения новых методик и педагогических технологий в образовательную деятельность, оказания методической помощи  в самообразовании и саморазвитии, представлении своего опыта  при  аттестации.

Методическая деятельность нашего учреждения  имеет  свою большую  историю развития. Как система она начала оформляться в 90 – годы, время  изменения статуса  внешкольных  учреждений, их  переход в статус учреждения дополнительного образования детей.

Система методической работы  складывалась последовательно, поэтапно.  

 На каждом из них  решались конкретные  методические и творческие задачи:

-           углубление педагогических, дидактических  знаний и умений педагогов;

-           развитие проективных умений в разработке образовательных программ, занятий;

-           изучение и освоение образовательных, педагогических технологий, методик успешного обучения и воспитания;

-           организация информационного обеспечения;

-           содействие повышению уровня психологической готовности педагога;

-           организация работы по самообразованию и саморазвитию.

Вышеперечисленные задачи  решались через проблемные методические темы:

 «Богатство и разнообразие форм, методов, средств обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей»

            Предметом обсуждения были вопросы теории обучения и воспитания:

особенности учебно-познавательной деятельности воспитанников, развитие их мотивации к творчеству, методы и формы обучения и воспитания, творческая деятельность и общение.

 «Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в УДОД»

            Основная цель - создание необходимого инновационного потенциала, организационных, методических предпосылок для комплексного решения проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса  реализовывалась через темы самообразования педагогов и работу «Школы повышения педагогического мастерства».

Изучение педагогических технологий и форм обучения: проектное обучение, групповой способ обучения, коллективный способ обучения.

Таким образом, уже тогда одним из подходов оптимизации и эффективности  учебно-воспитательного процесса педагогический коллектив рассматривал  технологизацию образовательной деятельности.

 «Личностно-ориентированный подход в образовании как современная ориентация в педагогической деятельности».

Методическая тема отражала интерес к новой образовательной парадигме, возникшей и обсуждаемой в отечественной и зарубежной психолого- педагогической литературе, в которых, вместо образования ориентированного знания предлагалась идея развития личности, её самоопределение и самореализация. В работе в рамках данной темы отчётливо прослеживаются под этапы:  знакомство с основными концепциями ЛО подхода, освоение  применение технологий лично-ориентированного обучения.

С 2003 года  ведется   активная работа по созданию  образовательных программ дополнительного образования детей, в первую очередь, над разделом «методическое обеспечение».  Основная цель методического обеспечения заключалась в создании педагогом образовательной среды, обеспечивающей выработки у учащихся определенных компетенций для реализации своих  способностей, интересов и желаний. Таким образом, в решении задач создания развивающей среды огромное значение для педагогов   имеют современные образовательные технологии и их готовность,  и способность к инновационной деятельности. В разные годы свой опыт в приобретении новых техник и технологий  педагоги нашего учреждения делились на городских методических  семинарах  со следующей тематикой:

-          «Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе технологии гуманизации обучения и воспитания».

-          «Метод проектов как творческое самоопределение личности воспитанника

-          «Современные педагогические технологии с позиции личностно – ориентированного образования».

-          «Портфолио как фактор повышения профессиональной компетентности педагога».

-          «Интегрированное  обучение - один из путей развития творческой активности и   познавательного интереса обучающихся воспитанников».

-          «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях дополнительного образования» 

Результаты методических  наработок  позволили  разработать проект по внеурочной деятельности «Комплексная программа «Спектр» как модель совместной  реализации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС на начальной ступени обучения», который получил грант в  окружном  конкурсе моделей организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС  (II Ямальский образовательный форум).  С  2010 года  по 2015   в  учреждении     действовала инновационная  площадка по реализации предложенного проекта.  В рамках площадки была организована  методическая деятельность педагогов по проектированию   комплексных программ  по внеурочной деятельности,  их коррекция в ходе реализации, знакомство и освоение технологий деятельностного характера. Результатом пятилетней работы стало обобщение опыта   педагогического коллектива на городском практико-ориентированном семинаре «Внеурочная деятельность в условиях учреждения дополнительного образования». В ходе семинара педагоги продемонстрировали  освоенные технологии и методики, используемые ими на занятиях:

-           «Эвристические задания для формирования УУД»;

-           «Технология организации групповой работы»;

-           «Применение активных методов на занятиях по внеурочной деятельности»;

-           «Умение выразить себя через слово – формирование коммуникативных УУД».

Содержательная методическая деятельность педагогов  говорит о сложившейся системе методической работы в развивающихся условиях  дополнительного образования детей на различных уровнях.

Практика показывает, что хороший педагог – сам себе методист. Он интересуется всем новым и осуществляет набор конкретных ориентиров для построения нового качества отношений с детьми, т.е. инновационная  деятельность  педагога дополнительного  образования  становится обязательным  компонентом  личной педагогической  системы  и  приобретает избирательный исследовательский характер. Благодаря поисковой  деятельности в освоении различных технологий, форм и методов работа с  педагога учащимися приобретает совершенно новые смыслы, становится более качественной. Как показали последние исследования (из числа опрошенных) педагоги активно используют новые для них технологии и методы.  Развивающее обучение,   технология использования игровых методов -  ролевых, деловых, коллективная система обучения, технология решения исследовательских задач, исследовательские и проектные методы, групповые технологии, разноуровневое обучение, здоровьесберегающие технологии, технология  проектного обучения, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии прочно входят дидактическую копилку педагога.

     Ведущее место среди технологий, принадлежит сегодня методу проектов. Главным достоинством проектного метода в целом является то, что он адаптирован к особенностям каждого учащегося. Он имеет возможность работать более продуктивно  на результат, что гарантирует успех в обучении. Педагоги  с легкостью пробуждают интерес к материалу, организовывают совместную познавательную  творческую  деятельность учащемуся, помогает развить его личностные потенциальные возможности.      На занятиях детских  творческих  объединений нашего учреждения «Волшебный узелок», «Школа рукоделия», «Художественная роспись», «Гармония» и в рамках программ по внеурочной деятельности проектная деятельность  используется уже на протяжении нескольких лет. Учащиеся объединений не только осваивают различные виды декоративно-прикладного искусства:  бисероплетение, макраме, кандзаси, вышивка лентами, изготовление декоративных цветов, работа с природными материалами, городецкая и хохломская роспись, создание коллекций одежды, включаются также в проектно-творческую деятельность, которая способствует развитию творческих навыков и самореализации. С помощью технологии решения исследовательских задач педагоги на занятиях знакомят учащихся  с научными понятиями и экспериментами.  Опыт работы показывает, что проведение экспериментов это не только хороший способ весело и интересно провести занятие, но и лучший способ приобщить ребенка к миру науки. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго.

На  сегодняшний день информационное пространство современных детей стало совершенно новым.    Уровень  развития  Интернета современным детям  позволяет   удовлетворять  в  виртуальной  реальности  различные  потребности, как одна из наиболее  востребованных  современных информационных  технологий  прочно  вошла  в  жизнь  современного подростка. Что  предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность педагога дополнительного образования. Педагог активно использует  современные средства: smart-доски, компьютеры, использует методы дистанционного  обучения. Ярким примером реализации информационных технологий в дополнительном образовании детей выступает применение электронно-образовательных ресурсов, которые понимаются как образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Применение инновационных технологий  в системе дополнительного образования детей позволяет более полно раскрыть возможности педагога  и способности учащихся

 Методическая  работа на всех уровнях служит площадкой для создания условий  самореализации каждого педагога, ситуаций успеха.

Григорьева Н.И- методист ЦДТ