Версия для слабовидящих
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ЦДТ
Главная Сведения об образовательной организации Документы Публичный доклад Публичный доклад 2013-2014 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ЦДТ
Публичный доклад - Публичный доклад 2013-2014

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ЦДТ.


Сравнительный анализ

В 2012 – 2013 году в цикле коррекционно-развивающей работы был проведён тренинг командообразования со старшими подростками в объединении «Затейники», и «Уроки общения» в объединении «Волшебный узелок». Целью данных занятий являлось сплоченность подросткового коллектива, выработка правил конструктивного  взаимодействия. Определение понятия  «граница дозволенного», то есть, что допустимо, что недопустимо в отношениях с другими людьми. Результатом такого вида работы является сохранность детского коллектива на 90%. В подобного рода занятиях приняло участие 22 человек.

В 2013 – 2014 году тренинги со старшими подростками и «Уроки общения» с младшими подростками в объединениях ЦДТ не проводились.

Причины:


  1. Отсутствие запросов со стороны педагогов.
  2. Нехватка помещения, где можно свободно двигаться во время тренингов.
  3. Загруженность детей на мероприятиях и конкурсах разного уровня.



В 2012 – 2013 году в цикле коррекционно-развивающей работы была проведёна индивидуальная, коррекционная работа с подростками, обратившимися за помощью к психологу. Причиной обращения стала школьная тревожность, взаимоотношения с одноклассниками, учителями, неуверенность в себе.

Методика Никольской И.М. явилась основой данных психокоррекционных занятий.  Упражнения на снятие эмоционального напряжения помогли преодолеть проблемы школьной тревожности, выработать стратегию поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками. Этот вид помощи был оказан 2 подросткам.

В 2013 – 2014 году этот вид помощи был оказан 3 подросткам.

 Большую часть временных затрат составляют диагностические работы.

С  воспитанниками ШТР «Ступеньки» проводились исследования эмоционального состояния. Дети рисовали «Свою семью», «Дом Дерево и Человека».

Эти проекционные методики выявляют, как ребёнок чувствует себя дома: он отвержен, ему не уделяется должное внимание, он «завоспитан» - гиперопекаем, он испытывает тревожность, или ему комфортно и хорошо дома.

Методика «ДДЧ» исследует эмоциональный профиль ребёнка, а именно: незащищённость, тревожность, агрессивность, неуверенность в себе, чувство неполноценности, конфликтность, трудности в общении, подавленность или депрессивность. По результатам диагностического обследования родителям было предложено скорректировать свои воспитательные воздействия на ребёнка.

В 2012 – 2013 году в обследовании принимало участие 92 воспитанников ШТР «Ступеньки».

В 2013 – 2014 году 98 воспитанников.

Традиционным исследованием является изучение психологического климата среди педагогов ЦДТ по полярным профилям. Оно проводится с целью устранения причин, влияющих на разобщённость в коллективе. В такого рода исследовании, в 2012 – 2013 году приняло участие 22 педагога. Степень благоприятности соответствовала 25 баллам, что соответствует высокой степени благоприятности.

В  2013 – 2014 году приняло участие 18 педагогов, степень благоприятности соответствовала 24,1 баллам, что так же соответствует высокой степени благоприятности.

Но, не смотря на высокую степень благоприятности, обращает на себя внимание снижение уровня по следующим показателям:

- отношение к новым членам коллектива участливое;

- чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители;

- коллектив активен, полон энергии;

- в коллективе существует справедливое отношение ко всем членам коллектива.

 По запросу родителей проводилось обследование интеллектуальных особенностей детей  по методике Векслера.  Это связано с тем, что родители сомневаются в выборе образовательной  программы для ребёнка в школе, а так же затрудняются в  определении наиболее подходящего возраста для обучения в школе (7 или 6,5 лет).

Диагностические исследования и беседы с психологом служат в помощь родителям в определении школьного маршрута ребёнка.

В 2012 – 2013 году данный вид исследования прошли 10 воспитанников.

В 2013 – 2014 году 12 воспитанников прошли данный вид исследования.


В 2012-2013 году, в  цикле профилактических работ продолжается сопровождение детей на Коммунарские сборы. В этом году состоялась Х окружная «Школа лидера», где психологом проводились тренинги на знакомство, командообразование, а так же участие в мероприятиях определённых самой идеей коммунарских сборов. В тренингах приняли участие 46 подростков.

В 2013 - 2014 году, продолжается добрая  традиция - сопровождение детей на Коммунарские сборы, там же состоялась ХII выездная  «Школа актива». В тренингах приняли участие 42 подростка.


Традиционным ежегодным событием стало психологическое сопровождение городских конкурсов: «Педагог года», «Лидер XXI века» среди старших подростков школ города, «Ученик года».


  • В 2012 - 2013 году в конкурсе «Лидер XXI века» приняли участие 10 подростков.
  • В 2013 - 2014 году - 11 подростков.




  • В 2012 - 2013 году в конкурсе «Педагог года» приняли участие 12 педагогов.
  • В 2013 - 2014 году - 13 педагогов.




  • В 2012 - 2013 году в конкурсе «Ученик года» приняли участие 13 человек.
  • В 2013 - 2014 году - 13 человек.



В  этом году возникла необходимость в плотной работе с организационной группой и абсолютным победителем городского этапа конкурса «Педагог года 2014» Шадриной О.В. Педагогом-психологом была оказана помощь в подготовке к окружному этапу конкурсных испытаний.


Ежегодной для родителей ШТР «Ступеньки» стало проведение «Школы для родителей». На «школе» затрагиваются следующие темы:

-  «Что значит ребёнок готов к  школе? Что мне, как родителю, даст знать, что мой ребёнок готов к школе?»;

-  «Маленькие лгунишки. Причины  детской лжи»;

-  «Как воспитывать мальчиков и девочек?»;

-  «Причины психологической глухоты у детей» и др.

В анкетах обратной связи родители отметили актуальность и необходимость данного курса.

В 2012 - 2013 году «Школу для родителей» посетили 146 человек.

В 2013 - 2014 году - 107 человек.

В этом году наблюдался спад родительской активности на посещение «школы». Причинами могут быть:

- низкая мотивация родителей;

- их загруженность на производстве.

 В 2012 – 2013 году консультативный приём посетили: 10 педагогов, 90 родителей, 15 подростков.

В 2013 – 2014 году спрос на консультативный приём возрос почти в два раза. Увеличилось число консультаций среди родителей детей ЦДТ, родителей ШТР «Ступеньки», а также увеличился запрос на оказание данного вида помощи для родителей среди учеников школ города, педагогов и подростков. Этот вид помощи был оказан 36 педагогам, 108 родителям, 24 подросткам.

Основные проблемы, с которыми обращались педагоги ЦДТ это:

- конфликтные ситуации между сотрудниками ЦДТ и пути их разрешения;
- конфликты внутри детских объединений;
- проблемы профессионального выгорания;
- личная неустроенность, семейные проблемы педагогов;
- проблемы здоровья педагогов и их детей.


Родителей волновали вопросы:

- взаимоотношения с детьми;
- проблемы полового воспитания;
- проблемы успеваемости;
- проблемы взаимоотношения ребёнка с учителями, одноклассниками;
- проблемы гиперактивного, агрессивного поведения;
- проблемы «непослушания»;
- проблемы нервозности у детей;
- проблемы интернетной зависимости;
- работа с горем: потеря близких;
- психологическая реабилитация ребёнка, испытавшего психотравмирующую ситуацию.


Старших подростков интересовало:

-  проблемы взаимоотношения с родителями, сверстниками, учителями;
- конфликтные ситуации внутри объединений и как их разрешить;
- проблемы учебной и внешкольной нагрузки, как правильно расставить приоритеты.

В 2013 – 2014 году наблюдался спрос на консультативный приём. Это связано с появлением у психолога рабочего кабинета, удобного графика работы для большинства родителей.


В цикле работы «Педагогической гостиной» в этом году, педагогам были предложены темы по эффективному взаимодействию с обучающимися: «Наши автоматические реакции, что может в них слышать ребёнок?», «Причины психологической глухоты у детей», «Трагический урок. Как не пропустить ребёнка группы риска?».

В 2012 – 2013 году «Педагогическую гостиную» посетили 15 педагогов.

В 2013 – 2014 году – 20 педагогов.

Тематика «Педагогической гостиной» направлена на приобретение педагогами навыков эффективного  взаимодействия с обучающимися.

Выводы:


  • Считаю работу психолога удовлетворительной, но необходимо:
  • Активизировать тренинги и «Уроки общения» внутри детских объединений ЦДТ.
  • Организовать работу среди педагогов на сплочение, единение коллектива, а так же на профилактику профессионального выгорания.
  • Продолжить работу по мотивации родителей ШТР «Ступеньки» на посещение «Школы для родителей».


  


Материал подготовлен педагогом-психологом                          Сотник Т.Н.